РАЗРАБОТКА
дистрибьюторского соглашения

Антимонопольные ограничения в дистрибьюторских отношениях. Вертикальные соглашения. Эксклюзивность

Юридические аспекты с точки зрения производителя и дистрибьютора

Friday, June 09, 2017
13 января 2024 года

Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает достаточно жесткие критерии взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках дистрибьюторских соглашений. Эти ограничения следует учитывать при подготовке соответствующих соглашений о порядке взаимодействия производителя и продавца продукции. Изложенные ниже условия касаются ситуаций, когда и поставщик, и дистрибьютор осуществляют деятельность на территории РФ.

1. Вертикальные соглашения. Дистрибьюторский договор (соглашение), предметом которого является передача товара от производителя к покупателю соответствует признакам "вертикального" соглашения, установленным п. 19 ст. 4 Закона о защите конкуренции. Исходя из этого на дистрибьюторский договор должен распространяться режим "вертикальных" соглашений, регламентированный Законом о защите конкуренции.

Запрещено заключать дистрибьюторское соглашение, одновременно соответствующее трем следующим критериям:
Критерий 1. 
Установление в соглашении фиксированной или минимальной цены продажи и (или) включение в текст договора запрета покупателю продавать аналогичный товар конкурентов.
Критерий 2. Доля поставщика и/или покупателя (дистрибьютора) на товарном рынке (общем или региональном) составляет 20 процентов и более.
Критерий 3. Стороны дистрибьюторского соглашения не входят в одну группу лиц (материнская и дочерняя компания, общий учредитель, руководитель и т.п.).

При необходимости введения ограничений, предусмотренных критерием 1, следует рассматривать возможность заключения вместо дистрибьюторских соглашений договора коммерческой концессии либо соглашения о порядке реализации продукции под определенным фирменным наименованием.

2. Ограничение эксклюзивности на отдельной территории. В соответствии с пп.3 п.4 ст. 11 Федерального закона "О защите конкуренции…" запрещается заключение соглашений о создании другим хозяйствующим субъектам препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка.

Под это правило подпадает:
Условие об исключительной дистрибьюции, согласно которому поставщик обязуется поставлять товары (продукцию) только одному дистрибьютору в пределах одной территории или в пределах одной группы потребителей;
Условие об исключительной покупке, которое обязывает дистрибьютора покупать товары в пределах определенного рынка только у определенного поставщика.

Включать данные условия в дистрибьюторский договор можно только в случаях, когда суммарная выручка поставщика и дистрибьютора от реализации товаров не превышает 400 миллионов рублей либо доля поставщика и/или покупателя (дистрибьютора) на товарном рынке товара (общем или региональном) составляет 35 процентов и более.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона "О защите конкуренции…"  даже если дистрибьюторские соглашения не соответствуют вышеперечисленным условиям, такие дистрибьюторские соглашения могут быть признаны допустимыми, если их результатом является или может стать: 1) совершенствование производства, реализации товаров или стимулирование технического, экономического прогресса; 2) повышение конкурентоспособности товаров российского производства на мировом товарном рынке; 3) получение конечными потребителями или лицами, права которых нарушены действиями сторон дистрибьюторского соглашения, преимуществ (выгод), соразмерных преимуществам (выгодам), полученным сторонами такого соглашения. Кроме того, Правительством РФ устанавливаются Общие исключения в отношении соглашений между продавцами и покупателями, которые имеют прямое отношение к сторонам дистрибьюторских соглашений.

3. Последствия нарушения антимонопольного законодательства при заключении дистрибьюторских отношений. Частью первой статьи 14.32 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрена административная ответственность за заключение недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством соглашения, участие в нем. За это нарушение установлена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок до 3 лет; на юридических лиц - до 0,15 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, но не менее ста тысяч рублей.

Частью третьей статьи 14.32 КоАП установлена ответственность за заключение хозяйствующим субъектом недопустимого в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации "вертикального" соглашения либо участие в нем. Ответственность за данное нарушение- штраф на должностных лиц в размере до 30 000 рублей или дисквалификация на срок до 1 года; на юридических лиц - до 0,05 размера суммы выручки правонарушителя от реализации товара, но не менее 50 000 рублей.

12 правил дистрибьюторского соглашения. Что нужно предусмотреть при заключении контракта эксклюзивной дистрибьюции?

Как мы работаем при подготовке дистрибьюторских соглашений

+7 (495) 275 80 00

РАЗРАБОТКА
дистрибьюторского соглашения

Контакты

Бадри Квирквия
Бадри Квирквия Posted on Wednesday, December 11, 2024

партнер, адвокат,
кандидат экономических наук

bk@tppa.ru  
+7 (495) 275 80 00

Информация по услуге:

Новости и полезная информация

Sunday, November 24, 2024

Общество с ограниченной ответственностью "ТоргПромПраво"

Адвокатский кабинет №2650 "ТоргПромПраво"
Адвокатской палаты Московской области

Москва, БЦ АРМА, м. Курская, Нижний Сусальный переулок, д. 5, стр.19, этаж 3 БЦ «Деловой»


Sunday, November 03, 2024
+7 (495) 275 80 00
Sunday, November 03, 2024
info@tppa.ru
Sunday, November 24, 2024
© 2016-2024 Все права защищены