12 правил дистрибьюторского соглашения

Что нужно предусмотреть при заключении контракта эксклюзивной дистрибьюции?

Friday, June 09, 2017
Внешнеторговый контракт эксклюзивной дистрибьюции (дистрибьюторское соглашение) – договор с иностранным контрагентом, по которому одна сторона (дистрибьютор) обязуется приобретать товары у другой стороны (поставщика), осуществлять их реализацию и продвижение на определенной территории.

При подготовке дистрибьюторского соглашения нужно учесть указанные ниже условия, специфичные именно для данного вида внешнеторгового договора.

1. Предмет соглашения. Товары, на которые распространяется дистрибьюторское соглашение. Перечень товаров нужно четко прописать в соглашении, либо в приложениях к нему. Если соглашение распространяется на отдельную продукцию поставщика, необходимо указать отличительные характеристики товара.

2. Территория действия дистрибьюторского соглашения. Нужно указать территорию сбыта продукции, на которую распространяются положения соглашения.

3. Условие об исключительности.  Дистрибьютор имеет исключительное право сбыта товаров на определенной дистрибьюторским соглашением территории. Поставщик обязуется не поставлять товары другим лицам на оговоренной территории и не пытаться реализовывать их самостоятельно.

4. Контроль за реализацией товаров со стороны поставщика. Отчетность дистрибьютора. Дистрибьютор может осуществлять реализацию продукции на территории как самостоятельно, так и посредством привлечения третьих лиц. Необходимо определить порядок контроля поставщиком состава участников сбытовой сети и условия вмешательства поставщика в работу создаваемой системы дистрибьюции. Возможны следующие варианты в зависимости от требуемой степени контроля:

Наименьшая. Свобода дистрибьютора при выборе партнеров и методов реализации продукции. Запрет вмешательства поставщика в деятельность по реализации товаров на территории.

Средняя. Дистрибьютор обязан информировать поставщика о выборе конкретных партнеров и методов реализации продукции. Поставщику при определенных условиях предоставляется право заблокировать работу дистрибьютора с отдельными партнерами и запретить определенные методы реализации.

Высокая. Необходимость получения предварительного разрешения поставщика на выбор партнеров и методов работы.

Помимо вышеописанных ограничений, дистрибьюторское соглашение, как правило, предполагает предоставление дистрибьютором отчетности о деятельности по реализации дистрибьюторского соглашения, а также общей финансовой отчетности дистрибьютора.

Мотивами контроля и ограничений часто выступают репутационные риски поставщика, глобальная ценовая политика, соблюдение международной конкуренции, императивных требований в юрисдикции поставщика (санкции, защита конкуренции, антиотмывочное законодательство, иные ограничительные и запретительные меры).

5. Права на интеллектуальную собственность, товарные знаки.  В дистрибьюторское соглашение обычно включают положения о правах дистрибьютора на интеллектуальную собственность, в том числе на конкретные торговые знаки. Также в соглашение включаются положения о необходимости регистрации на территории дистрибьютора соответствующего товарного знака согласно национальному законодательству. Иностранному поставщику - обладателю прав на товарный знак для защиты своих прав целесообразно заключить с дистрибьютором отдельный лицензионный договор, зарегистрировав его с положениями национального права дистрибьютора.

6. Рамочные условия поставки. В соглашении должны быть четко определены обязательства сторон в отношении поставки и импорта продукции, соблюдение требований таможенного и валютного законодательства, порядка заказа, оплаты, приемки товаров. В этом плане дистрибьюторское соглашение должно включать в себя все условия рамочного контракта ВЭД на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг.

7. Условия о выборке продукции. Планы продаж. Предоставляя эксклюзивность на определенной территории, поставщик, как правило, требует от дистрибьютора обеспечить определенный уровень продаж продукции в течение срока действия соглашения. При невыполнении данных правил для дистрибьютора предусматриваются негативные последствия. Это может быть одностороннее расторжение или изменение договора, штрафы, неустойки.

8. Продвижение продукции на территории. Рекламные бюджеты. Дистрибьюторским соглашением определяется, как формируются маркетинговый план, рекламные бюджеты. Участвует ли поставщик в финансировании продвижения товара на территории. Каким образом осуществляются взаимодействия, в т.ч. взаиморасчеты по данному направлению.

9. Техническое сопровождение поставщика. Поставщик обычно предоставляет дистрибьютору консультативную помощь по продукции. В соглашении крайне желательно прописать гарантийные обязательства поставщика, а также обязательства по техническому сопровождению продукции, работ и услуг в интересах конечного пользователя. Здесь важно зеркально отразить обязательства, которые дистрибьютор и его партнеры будут нести перед конечными пользователями. Учесть требования по законодательству о защите прав потребителей, поставке запасных частей, эксплуатационной и обучающей литературы, возврат и замену некачественной продукции. 

10. Гарантии по объему поставок и уровню цен на продукцию. Для дистрибьютора важно зафиксировать в контракте определенный уровень цен на продукции, а также обязанность поставщика обеспечить предоставление необходимого количества товара. Невключение данных условий часто приводит к фактической блокировке исполнения контракта со стороны недобросовестных поставщиков.

11. Юридическая защита при нарушениях со стороны третьих лиц. В дистрибьюторском контракте необходимо указать перечень действий, которые стороны обязуются предпринять в случае нарушения третьими лицами интеллектуальных и иных прав поставщика на территории. В каких случаях дистрибьютор и поставщик будут обязаны прибегнут к методам правовой защиты, обратиться в судебные и правоохранительные органы. Какая из сторон будет финансировать мероприятия по защите данных прав.

12. Окончание действия. Выход из дистрибьюторского соглашения. Сторонам следует предусмотреть, что происходит по окончании действия дистрибьюторского соглашения. Возвращаются ли нереализованные товары. Как пресекается использование товарных знаков. Также следует предусмотреть, каким образом каждая из сторон может отказаться от дальнейшего исполнения дистрибьюторского соглашения. И какова цена одностороннего выхода. Какие компенсации оплачиваются при прекращении соглашения по вине одной из сторон.

Подробнее об условиях внешнеторгового контракта можно прочитать по данной ссылке.

31 октября 2020 года

Адвокат, кандидат экономических наук
Квирквия Б.А.


Практика VED.Legal ЮК ТоргПромПраво сопровождает проекты в области внешней торговли.

В числе наших компетенций:

  • подготовка, структурирование и сопровождение заключения дистрибьюторских соглашений;
  • консультации по экспорту и импорту продукции с защищенными товарными знаками;
  • экспертиза в области валютного и таможенного законодательства;
  • арбитражные споры с иностранным контрагентами;
  • защита в области административных и уголовных правонарушений в сфере ВЭД;
  • профессиональная работа с юридическими текстами на русском и английском языках.

 

При подготовке дистрибьюторского соглашения мы настраиваем его под ваши нужды

ПО 54 ПАРАМЕТРАМ!

 

Посмотреть и скачать анкету для подготовки дистрибьюторского соглашения можно здесь  >>>

 

Консультации, заказ разработки дистрибьюторского соглашения:

+7 (495) 133-85-88

Поддержка ВЭД
Что следует знать, если вы собрались заключить дистрибьюторское соглашение (договор).
12 января 2021 года
Юридические аспекты с точки зрения производителя и дистрибьютора.
В мировой практике в настоящее время выделяется три основных формы организации производителем каналов сбыта продукции: коммерческое агентирование, франшиза и дистрибуция.
Дистрибуция - одна из наиболее востребованных форм сбыта и продвижения товаров. Это обусловлено удобством взаимодействия производителя и дистрибьютора, учитывает потребности рынка и позволяет сторонам организовать свои взаимоотношения необходимым и удобным для них способом.

Новости и полезная информация

Возврат валютной выручки. Репатриация отменяется для несырьевых экспортеров

Практика поддержки ВЭД
11 июля 2021 года

1 июля 2021 года вступили в силу изменения в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" от 28.06.2021 N 223-ФЗ относительно обязательного возврата валютной выручки.
Послабление касается только экспортных операций в несырьевом секторе. Правила также не коснутся транснациональных договоров займа, а также договоров, по которым резиденты перечисляли денежные средства в пользу нерезидентов.

Читать подробности

Отказ в банковском обслуживании. Ограничение банковских операций. Заморозка средств. Как работает федеральный закон 115-ФЗ и как оспорить решение банка?

Административная практика
05 июля 2021 года

В настоящее время нередки случаи, когда вполне добросовестные клиенты сталкиваются с ситуацией, в которой банк отказывается проводить платежи, зачислять на счет поступившие денежные средства, а иногда просто отказывает в банковском обслуживании. При этом сведения о клиенте заносятся в черные списки и в дальнейшем клиент испытывает серьезные проблемы при взаимодействии и с другими банковскими организациями. Данная ситуация касается как бизнесменов, так и простых граждан, а банк действует при этом со ссылкой на федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Читать подробности

Работа с контрагентами в 2021 году. Как минимизировать налоговые риски?

Практика налогового консультирования
28 мая 2021 года

Новые стандарты должной осмотрительности. Налоговая инспекция и суды при рассмотрении налоговых споров все чаще не принимают вычеты по НДС и расходы по налогу на прибыль ссылаясь на недобросовестный подход при выборе контрагентов. Со ссылкой на статью 54.1 Налогового кодекса РФ доначисляют НДС, налог на прибыль по реальным хозяйственным операциям. Для того, чтобы минимизировать риски в спорах с налоговой инспекцией налогоплательщику следует надлежащим образом выстроить работу всех сотрудников с контрагентами. Как это сделать?

Читать подробности

Оспаривание сделок. Когда акционер может быть законным представителем общества?

Практика урегулирования споров
28 апреля 2021 года

Судебная коллегия Верховного суда приняла решение в пользу акционера по иску к контагенту обанкротившейся компании о признании сделки по выводу активов недействительной. Представители акционера сумели убедить вышестоящий судебный орган в своей правоте. До этого суды нижестоящих инстанций во мнениях расходились.

Читать подробности

ОСОБЕННОСТИ КОНТРАКТА ВЭД С ПОСТАВЩИКОМ ИЗ КНР

Поддержка ВЭД
09 марта 2021 года

Обобщение опыта VED.Legal по сопровождению импортных сделок с китайскими компаниями. В нашу практику Ved.Legal наиболее часто поступают заявки по сопровождению сделок, связанных с поставкой товаров из Китая в Россию. Ниже мы попытались обобщить рекомендации, которые применимы для данного вида контрактов и актуальны в 2021 году.

Читать подробности

Рекомендации Международной торговой палаты для дистрибьюторских контрактов

Поддержка ВЭД
26 февраля 2021 года

Типовой дистрибьюторский контракт МТП. Несмотря на довольно широкое распространение дистрибьюторских соглашений, данный договор в большинстве стран самостоятельно не урегулирован законодательством. Международная торговая палата в своих рекомендациях представила Типовой дистрибьюторский контракт МТП (The ICC Model Distributorship Contract Sole Importer-Distributor, публикация МТП N 518).

Читать подробности

Антимонопольные ограничения в дистрибьюторских отношениях. Вертикальные соглашения. Эксклюзивность.

Административная практика
13 января 2021 года

В каких случаях дистрибьюторский договор может быть признан нарушающим законодательство о защите конкуренции.
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" устанавливает достаточно жесткие критерии взаимодействия хозяйствующих субъектов в рамках дистрибьюторских соглашений. Эти ограничения следует учитывать при подготовке соответствующих соглашений о порядке взаимодействия производителя и продавца продукции. Изложенные ниже условия касаются ситуаций, когда и поставщик, и дистрибьютор осуществляют деятельность на территории РФ.

Читать подробности

Общество с ограниченной ответственностью "ТоргПромПраво"

Адвокатский кабинет №2650 "ТоргПромПраво"
Адвокатской палаты Московской области

Москва, ЦАО, Русаковская ул., 13 БЦ "Бородино Плаза"

© 2016-2020 Все права защищены